Коломна

Кто рейс заказывает, тот за него и отвечает

Большинство туристов отправляются в жаркие страны чартерными рейсами, но далеко не все они прилетают вовремя – в таком случае отдых либо с самого начала оказывается испорченным, либо смазываются все хорошие впечатления от удачно проведенного отпуска. С 1 июня ответственность за задержки рейсов и иные проказы авиакомпаний несут туристические фирмы. По Воздушному кодексу РФ каждый пассажир может требовать по 50 рублей компенсации. По судебному решению – возмещения всех расходов, убытков и моральную компенсацию.

Найти крайнего

Раньше турфирмы открещивались от проблем перелета. В договорах указывалось, что агентство лишь оказывает услуги (а то и помощь) по покупке авиабилета. То есть турист оставался наедине с перевозчиком, которого он не выбирал, условия которого не принимал и даже не мог с ними ознакомиться.

С 1 июня в законодательстве появилось понятие «туристический продукт» – не пресловутое «право на тур» (значение оного термина не могли понять даже специализирующиеся в этом вопросе юристы), а «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору». Формирует этот продукт туроператор, который и несет ответственность за любые задержки и неурядицы. И только оператор (как уже писала «Фонтанка») с 1 июня может заключать соглашения с туристами: туристическое агентство лишь представляет оператора в отношениях с клиентом (т.е. подписывает договоры, предоставляет информацию, и т.д.). По данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм), на 20 июня в Санкт-Петербурге законно действовало более 200 туроператоров (здесь размещен общий список компаний, имеющих право осуществлять международную туроператорскую деятельность). Однако питерские агентства могут продавать и путевки компаний, расположенных в других городах (московских и т.д.).

Кто заказывал рейс?

Чартерные рейсы сулят двойную угрозу турфирмам. Ведь по действующим Правилам международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденным более 20 лет назад еще Министерством гражданской авиации СССР, «согласие пассажира следовать чартерным рейсом рассматривается как согласие со всеми условиями договора фрахтования (чартера) воздушных судов, относящимися к условиям перевозки, независимо от того, заключен этот договор непосредственно с пассажиром или с иным лицом». То есть, заключая договор на тур а какую-нибудь Турцию, турист подписывается под условиями контракта, заключенного, например, между ГТК «Россия» и некой компанией (фрахтователем). Причем чаще всего фрахтует чартер одна компания, туроператором является другая, турагентом – третья.

Верховный Суд России признал эту норму законной. Однако только потому, что она «не содержит запрета пассажиру получить информацию об условиях осуществления рейса воздушного судна, выполняемого в соответствии с договором фрахтования воздушного судна и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающие права граждан». А значит, покупая тур, клиент может потребовать от агентства (оператора) полную информацию, в том числе копию контракта фрактования (чартера). В противном случае до или после заключения договора можно предъявить претензию: турфирма должна была, но не предоставила обязательную информацию. А значит, хоть за день до отправления можно расторгнуть договор и потребовать всю уплаченную за него сумму.

Не летайте самолетами Аэрофлота?

Правда, туристу все же стоит заранее подумать о возможных проблемах, а не надеяться на получение компенсации. Например, можно отказаться пользоваться ненадежной авиакомпанией. Или выбрать рейсовый самолет, а не чартер.

В прошлом году Федеральное агентство воздушного транспорта опубликовало «черный список» – назвало 10 самых непунктуальных отечественных авиакомпаний. Они чаще других задерживают чартерные рейсы, обрекая клиентов на массу неудобств. Лидером стала «Калининград-авиа», организующая стыковочные рейсы в Европу из многих городов России (в том числе из Санкт-Петербурга). Вторую строчку заняла скандально известная компания «Вим-Авиа»: ее рейсы стабильно задерживаются не несколько часов (а иногда и суток), а руководство считает виновниками в том числе пассажиров. «Трансаэро» заняла шестую строчку «черного рейтинга». ГТК «Россия» («Пулково») Росавиация не считает особо непунктуальными. Рейтинг был опубликован, о скандалах пишут многие СМИ и показывают телеканалы, но российские туристы продолжают пользоваться услугами этих «уважающих клиентов» авиакомпаний.

Все летающие в Европу авиакомпании подчиняются специальным «Правилам защиты прав авиапассажиров», принятым Евросоюзом в 2005 году. Неустойки составляют от 250 до 600 евро в зависимости от дальности полета, в случае задержки перевозчик обязан обеспечить пассажира еще питанием и проживанием в гостинице. Избежать выплат компенсаций авиакомпания может, только если предупредит о задержке рейса за две недели. Ни забастовки, ни неисправность самолета не являются форс-мажорными обстоятельствами (ищите резервный борт или платите компенсацию).

Формально эти правила распространяются и на российские авиакомпании, но только если они выполняют рейсовый, а не чартерный перелет. К тому же для получения компенсации туристу придется жаловаться в находящуюся в Брюсселе Европейскую комиссию по энергетике и транспорту. Учитывая, что даже самому нарушителю очень редко разгневанные россияне предъявляют мотивированные претензии, фирмы без особых последствий игнорируют европейские правила.


  источник: Фонтанка.ру

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника